Главная страница » О городе » Путеводитель по Сумам
obyava


autolombard

В разработке данного раздела использована информация с сайта:
http://our-travels.sumy.ua
Фото из личного архива сумского фотографа Людмилы Глазун

Сумы - это красивый современный город, в котором исторические достопримечательности и уголки природы органически соединяются, создавая неповторимые ансамбли. Достаточно просто пройтись по центру - и на каждом шагу Вы увидите красоту и любовь, запечатленную в камне, дереве, металле. Об основных достопримечательностях города Сумы поговорим подробней

Памятник "Сумка"
     
В центре Сум, на улице Воскресенский, возле культурно-художественного центра «Собор» открыт памятный знак в честь обычной сумки. По легенде, именно ее свыше 350 лет тому назад нашли казаки-переселенцы, которые и учредили город. С тех пор она стала не только «героиней» переводов об основателях, но и символом и оберегом областного центра. Этот знак – подарок Сумского и городского землячества в Киеве. Как рассказывает один из авторов идеи писатель Николай Гриценко, композиция символическая и многозначительная. ее автор – уроженец Сум, выпускник Киевской художественной академии Алексей Шевченко совместил арку как знак небесного свода с найденной в колодце сумкой, из которой стекают капли целебной воды, которые символизируют источник жизни, достатка. Интересен и такой штрих. Через город протекает река Сумка, которая несет свои воды к Пслу и Днепру. Следовательно это слово уже стало для сумчан своеобразным талисманом. 
Не случайное и место расположения знака. Именно в культурно-художественном центре «Собор» происходят и в дальнейшем будут проходить встречи с известными земляками, презентации, выставки, другие мероприятия. 
По показаниям сумчан, «Сумка» может составить конкуренцию традиционной визитке областного центра – знаменитой беседке. После открытия знака возле него или не самое желающее фотографируются те, кому близкое упоминание об этом слободском городе.

Музеи Сум

Сумской областной художественный музей им. Н. Онацкого образован в 1920 г. из национализированных частных собраний города и уезда и находившейся тогда в Сумах коллекции О. Гансена. Сегодня музей один из самых значительных культурно-художественных центров Украины, хранилище уникальных произведений живописи и декоративно-прикладного искусства. Расположен в здании бывшего Государственного банка, построенном в начале XX в. сумским архитектором Г.Шольцем. 
Помпезный двухэтажный особняк обращен главным фасадом в сторону реки Псел. С увеличенной высотой этажей, приподнятое на цоколь здание при подходе к нему снизу, от реки, выглядит величественно и независимо.
Цокольный этаж гладкий, с квадратными окнами-бойницами. Первый этаж на всю высоту разрезан горизонтальными рельефными тягами с редко расположенными узкими и высокими арочными окнами. Подчеркнутую скромность и строгость нижней части здания компенсирует второй этаж, поражающий богатством классических форм. Края здания закреплены мощными ризалитами, обрамленными полуколоннами на базах, соединенных мелкой балюстрадой и несущих антамблемент и фронтон классических пропорций. Между ризалитами пять окон, разделенных спаренными пилястрами. Арочные окна украшают четкие падуги с фигурными замковыми камнями. Карниз с модульонами завершает этот парад уверенно решенных форм фасада. Вход в здание – по оси торца, обращенного на Красную площадь, через сильно вынесенный вперед тамбур с портальным дверным проемом и террасой, обрамленной балюстрадой. Здание доминирует над речной поймой, возвышаясь среди более скромных построек. 
 Покровская площадь, 1. Работает: 10:00-16:00, вых. - Пт.

Сумской краеведческий музей 

Сооружение, где размещен Сумской областной краеведческий музей – возведено в 1886 году как дом Земской управы. 
Решение его необычно: к срезанному углу квадрата примыкает полукруглый башнеобразный выступ, который поднимается выше основного объема и завершается куполом. Оригинальная башня обращает на себя внимание в первую очередь и является главным фасадом строения. Первый этаж центральной части (башни) – это пять как бы приплюснутых под тяжестью здания арок с массивными пилонами. Над каждой аркой – широкие наличники с масками львов в центре. На уровне второго этажа на выступах пилонов, служащих пьедесталами, установлены четыре кариатиды, которые поддерживают легкий балкой третьего этажа. Изящная ажурная металлическая решетка балкона опоясывает всю башню. Третий этаж решен парадно, с большим набором лепных деталей, карнизов. Спаренные высокие окна чередуются по периметру башни с пилястрами и нишами. Вверху окна объединены рядом арочных проемов, повторяющих ритм арок первого этажа. Широкий карниз, над которым возвышается купол, поддерживают спаренные кронштейны. Боковые фасады более сдержанны, радуют глаз четкостью членений и правильностью пропорций. Это впечатление усиливают стройные пилястры с каннелюрами. 
Управу посещали в разные годы А. Куприн и В. Короленко. В 1905 г. здесь размешались типография и редакции первых сумских газет. Сейчас помещение занимает основанный в 1920 г. краеведческий музей. В экспозиции представлены предметы из археологических раскопок раннеславянских и древнерусских памятников, редкие материалы по истории и природе Сумщины. 
Адрес: ул. Кирова 2. Работает: 9:00-17:00, вых. - Пн. 


Дом-музей А.П. Чехова


На северо-восточной окраине Сум Псел выходит на просторный луг и делает крутой поворот к югу, образуя излучину, названную Лукой. Здесь, у подножия крутого склона к реке, в окружении парка располагается архитектурный ансамбль бывшей усадьбы помещиков Линтваревых. От семи построек усадьбы сохранились лишь три – бывший барский Дом и два флигеля.
Главный дом с традиционным для «дворянских гнезд» мезонином появился раньше других построек. На его фасаде, между двумя боковыми выступами, – просторная терраса. На противоположной стороне дома был маленький балкончик. «Дом с мезонином» в целом сохранился таким, каким его когда-то построили.
Один флигель одноэтажный, деревянный, приземистый, на пять комнат с прихожей. Парадный вход оформлен традиционно – шестью колоннами (на всю длину фасада). Позже между двумя средними колоннами встроили входной тамбур с высоким треугольным фронтоном.
Другой флигель представляет собой каменный башнеобразный домик с высоким цоколем, основным вторым и как бы надстроенным после карниза третьим этажами, куда ведут отдельные лестницы, как в древнерусских теремах.
По характеру сооружений и архитектурному стилю можно предположить, что проект усадьбы разрабатывался при участии харьковского губернского архитектора П. Ярославского.
Этот памятник архитектуры дорог тем, что связан с памятью великого русского писателя А.П. Чехова, жившего в имении помещиков Линтваревых летом 1888 и 1889 годов, «здесь, в деревянном флигеле, он писал, лечил больных, принимал многочисленных друзей и знакомых. На террасе дома с мезонином часто пил чай с владельцами усадьбы. В каменном флигеле жили его мать, сестра и братья. Сюда Антон Павлович писал в 1890 году из Сибири по пути на остров Сахалин. 
Чехов мечтал навсегда поселиться на Луке, но так и не осуществил свою мечту. "Аббация и Адриатическое море великолепны, но Лука и Псел лучше" писал он из Италии друзьям в Сумы в 1894 г. 
Адрес: ул. Чехова, 79

Сумская библиотека им. Крупской

Архитектор Ю. Кобыляков, А. Ивченко, инженер-конструкторы В. Соболевский, С. Моргослип, 1987
Четырехэтажное современное здание представляет собой квадратный объем размером 30х30 м. Пространство между стойками практически обнаженного несущего каркаса застеклено. Четвертый этаж имеет навесные конструктивные элементы, благодаря которым объем строения расширяется кверху, что придает зданию своеобразный индивидуальный облик. На первом этаже размещено книгохранилище, на втором – вестибюль и световой дворик на всю высоту четырехэтажного здания. Эта своеобразная шахта завершается световым фонарем со специальными отражателями. По периметру (на высоте второго этажа) на мощных консолях вынесены читальные залы, освещаемые снаружи и изнутри, из светового дворика. Каждый этаж по периметру опоясывает балкон. Внутри этажи соединяются круглой в плане скульптурообразной лестницей. 
Относительно основания библиотеки несколько гипотез. В литературе можно встретить, что ее прародительницей была первая публичная библиотека, основанная в Сумах в 1860 году. Библиотека получала почти все газеты и журналы, которые на то время выходили в России. Содержалась библиотека на средства читателей, они платили взнос в размере 10 карбованцев на год. Материально не обеспеченные платили 3 карбованца. 
В отчете директора библиотеки И.М.Олейник (приблизительно 1943-1944 гг.) находим, что Сумская областная библиотека существует с 1917 г. А из "Исторической справки о государственной областной библиотеке им. Н.К.Крупськой", подписанной ее директором Г.Коляденко (приблизительно 1970 г.) узнаем, что она основана на базе городской библиотеки в 1939 году. Документального подтверждения той или другой дате до этого времени не найдено. 
По штампам из книг, которые сохранились в фонде библиотеки, установлено, что в 1920 году библиотека имела название Сумской центральной библиотеки, а в 1927 году – Сумской центральной окружной библиотеки им. Крупскои-Ульяновой. 
С образованием Сумской области в 1939 г. библиотека стала областным научно методическим и координационным центром для библиотек всех систем и ведомств области. Книжный фонд насчитывал 60 тис. томов. Библиотека находилась в помещении музея. 30 сентября 1941 г. в результате бомбардировки помещение библиотеки было разрушено и большинство книг погибли. Лишь часть смогли спасти библиотекари Олійник С.Ф., Зелль М.Ф., Козловський Ю.А., Луговой Е.К. и работник музея Таранец. Во время немецкой оккупации спасенные книги находились в помещении прежнего общежития пединститута. Потом фонд областной библиотеки был разделен и в фонд библиотеки пединститута отошла вся литература на иностранных языках. После освобождения города от немецко-фашистских захватчиков 3-го сентября 1943 г. библиотека обновила свою деятельность, ее директором был назначен И.М.Олейник. Послевоенная библиотека имела: читальню массовую, абонемент, детскую городскую библиотеку и читальню, общий отдел обработки. Книжный фонд ее на 10 сентября насчитывал 19000 экземпляров. 
Книжный фонд библиотеки создавался путем сбора книг у населения и бесплатной помощи библиотек г. Ленинграда. До конца 1943 г. книжный фонд составлял 22965 прим. В 1943 г. библиотека обслужила 2100 читателей, которым было выдано 42248 книг. В течение 1944-1959 годов библиотеку возглавляли Н.Г.Мавродий, Г.Т.Нерубенко-Деркач, Г.О.Коляденко, И.О.Черняк. В 70-х годах состоялась реорганизация библиотеки из массовой в научную. Свыше 14 лет, до 1981 года, коллективом библиотеки руководил О.К.Сайко. 
С 1981 по 1994 год директором библиотеки работала А.Р.Калашникова, которая внесла неоценимый вклад в строительство нового помещения библиотеки по проекту заслуженного архитектора Украины Кобилякова Ю.Г. в 1982 году. И уже в 1986 году библиотека гостеприимно отворила двери для читателей города и области. 
В 1997 г. состоялась реорганизация структуры библиотеки и присоединения к ней областной юношеской библиотеки. 
Улица Героев Сталинграда, 10. 
www.ounb.sumy.ua Официальный сайт Сумской областной универсальной научной библиотеки им. Н.К.Крупской

Мемориал Славы

Мемориал Славы на улице Кирова был построен в 1973 году, к 30-летию освобождения Сум от немецко-фашистских захватчиков. Инициатором открытия этого мемориала был тогдашний председатель Сумского горисполкома Михаил Лушпа. Место, выбранное для строительства, – природное возвышение, одно из самых высоких в Сумах (не случайно рядом находится телецентр). Это прекрасная смотровая площадка: подойдя к траурной плите, люди находятся на высоте птичьего полета. 
Первый памятник сделали из бетона. Это был самый высокий памятник в городе: его высота 27,5 метра, высота меча – 3 метра. Через несколько лет после открытия во время сильной грозы молния ударила в меч. Памятник пострадал и начал разрушаться. Тогда был сооружен новый памятник из бронзы. 
В советские годы монумент Славы был постом №1. Там нес вахту почетный караул. Мемориал был озвучен: подходишь к Вечному огню – музыка включается, потом автоматически выключается. 
Существует легенда, что во время оккупации на этом месте стоял домик, в котором жила одинокая женщина. Однажды, когда стемнело, она, вернувшись вечером домой, услышала стоны. В огороде лежал раненый красноармеец. За то, что она просто попыталась бы оказать ему помощь, немцы могли расстрелять ее на месте без суда и следствия. Но женщина втащила парня в дом. Солдат постоянно терял сознание. Он заснул и скончался от потери крови, не успев назвать ни своего имени, ни части, в которой служил. И это место так и стали называть – там, где погиб неизвестный солдат. Вот поэтому на мемориале стоит памятник неизвестному солдату, хотя мог быть какой угодно. Сумчане часто называют этот монумент «Алешей», потому что он похож на памятник русскому солдату в Болгарии. 
Вблизи монумента установлено легендарную тридцятичетверку и 122-милиметровую гаубицу образца 1938 года. Создали этот уникальный мемориальный комплекс скульптор В.П. Винайкин и архитектор-художник В.Г. Гнездилов. 
Эта гаубица – символ того, что из стен старейшего в Украине Сумского артиллерийского училища вышли 43 будущих Героя Советского Союза. 
Одна из стареньких гаубиц образца 1938 года, воевавшая и участвовавшая в освобождении города, из-за повреждения была оставлена на территории артучилища, а когда в 1975 году открывался мемориальный комплекс, ее установили как памятник. Это орудие некоторые сумчане часто называют пушкой. Но пушка от гаубицы отличается тем, что из пушки стреляют лишь по видимой цели. Если же откатить гаубицу на окраину Сум и выстрелить, то снаряд запросто пролетит над городом километров 12. При стрельбе делаются специальные расчеты, которые и обеспечивают точность попаданий. 
Если говорить о Великой Отечественной войне, почему-то в первую очередь вспоминаются танкисты. Один из них - маршал бронетанковых войск Павел Рыбалко. История танка Т-34, что возле мемориала Славы, связана с танкистом Иваном Гончаренко, уроженцем Белопольщины. 
Во время войны его экипаж воевал в составе армии Павла Рыбалко, которая в основном формировалась из земляков маршала. Когда Германия капитулировала и война практически была окончена, танковая армия Рыбалко освобождала старинный славянский город Злату Прагу, который немцы планировали стереть с лица земли. Первым танком, вошедшим на улицы этого города, был танк Ивана Гончаренко. 
Он въехал на центральную площадь города и остановился прямо напротив немецкой самоходки. А после этого открыл люк и вылез, чтобы дать понять немцам, что война окончена и они окружены. Однако фашисты в упор выстрелили в нашего земляка и подорвали танк. Таким образом, когда война была практически окончена и уже никто не хотел умирать, погиб целый экипаж! 
Когда же Злату Прагу освободили, центральная площадь города была названа в честь победителей и на ней был установлен памятник Ивану Гончаренко. Однако в 1969 году, во время советско-китайского пограничного конфликта из-за острова на реке Уссури, памятник перекрасили в розовый цвет, а потом и вовсе убрали. 
А в 1975 году, когда в Сумах открывали мемориал Славы, там установили один из танков, освобождавших Прагу.

Памятник С.П.Супруну

Скульптор Я.Ражба, архитектор П.Иванченко, 1947. Памятник летчику-истребителю дважды Герою Советского Союза С.П.Супруну стоит на возвышенности в окружении вековых деревьев. Представляет собой бюст, установленный на высоком постаменте в виде классической колонны. Общая высота памятника шесть метров. Бюст и постамент отлиты из чугуна с превосходпо выполненными деталями. К памятнику ведет широкая лестница, подчеркивающая мемориальный характер сквера.
Улица Троицкая




Сквер Т.Г.Шевченко

        Во II половине XIX в. в центре города был основан сквер им. Тараса Шевченко. Это место на протяжении всей истории города остается свободным, хотя, судя по первому генплану, здесь должен был размещаться административно-деловой центр. В конце XIX столетия по периметру сквера сформировалась довольно значительная застройка: казначейский банк, женская гимназия, гостиница.
        Памятник Т.Г. Шевченко.
        В конце 50-х гг. прошлого века в сквере установлен памятник Т.Г. Шевченко. Тарас Григорьевич изображен на ступенчатом 4-метровом гранитном постаменте, в полный рост, в накинутом на плечи пальто, с непокрытой головой. Скульптору Красножону удалось передать не только внешнее сходство, но и душевное состояние народного поэта.
        Первый памятник Т.Г. Шевченко был установлен на этом месте в 1920 г. Поэт был изображен сидящим. Скульптура состояла из геометрических форм, ограниченных прямыми плоскостями, и как бы вырастала из монолита, также обработанного «кубами». Памятник был выполнен в бетоне и не сохранился. Его останки найдены при строительных «раскопках» в том же сквере.

        Памятник студентам.
        Памятник был открыт в день города 2 сентября 2005 года. Он расположен в сквере Шевченко на том месте, где летом 2004 года стоял палаточный городок протестующих против объединения трех городских университетов в единый Сумкой национальный университет. Три девушки символизируют три сумских вуза, выступивших против объединения сумских вузов.
        После открытия памятника разразился скандал: была обнародована информация, что построенный памятник не соответствует эскизам, которые показывали студентам. Согласно этой информации, по эскизу памятник представлял собой девушек, которые держались за руки и поднимались с колен, смотря с надеждой в небо. В результате же три девушки сидят с печальным выражением лица и руки у них почему-то связаны. 

    
Дворец детей и юношества
Архитектор Ю. Кобыляков, А. Чумак, Т. Поливанова, инженер-конструктор С. Моргослип.
Здание, не превышающее соседние постройки, возводится по индивидуальному проекту, тактично включается в историческую застройку. Центр постройки – круглый в плане зал, перекрытый плоским куполом. Дом размещается на бровке склона и выгодно просматривается с улицы Героев Сталинграда. 


Юридический факультет Украинской академии банковского дела
Бывшая женская гимназия, автор неизвестен, XIX в.
Пластичное по архитектуре, двухэтажное кирпичное, оштукатуренное здание размещено параллельно улице Ленина, на бровке склона. Такое положение позволяет обозревать его как со стороны центра (воспринимается как уютный парковый дворец), так и со стороны улицы Героев Сталинграда: возвышаясь на откосе, оно господствует над площадью у Харьковского моста.
Корпус состоит из симметричной части, сориентированной главным входом на ось сквера, и продленного правого крыла, нарушающего симметрию. Фасады здания имеют дворцовый характер. Несмотря на внушительную протяженность (свыше 60 метров), оно не выглядит однообразным: стена расчленена раскреповками, пилястрами, чередующимися оконными проемами разной формы. Здание можно отнести к характерным постройкам исторического центра города.
www.academy.sumy.ua Офіційний сайт Української академії банківської справи

Площадь Независимости
Современный общественно-административный центр города. Образована в соответствии с проектом детальной планировки Центрального района, разработанным в 1968 году КиевНИИП-градом (авторы проекта – арх. В. Орехов, А. Барабаш и Н. Войцеховский). Площадь занимает северную оконечность детинца и является логичным началом улицы Соборной, проходящей через весь Центральный район. Удачно ее положение на плане города: на стыке Центрального и Привокзального районов.
Объемно-пространственное решение площади основано на контрасте горизонтального объема административного здания и вертикали гостиницы «Сумы», замыкающей перспективу проспекта Карла Маркса. Архитектурный ансамбль дополняет здание молодежного центра «Романтика», расположенное на набережной реки Сумки, за пределами площади, но хорошо с нее просматривающееся.
Площадь раскрыта на набережную реки Сумки и раскинувшиеся за ней парк Дружбы и детский парк «Сказка».

Гостиница «Сумы»

Архитектор О. Вирченко, 1981
Архитектурное решение основано на контрасте: горизонталям Административного здания, расположенного рядом, противопоставлена концентрация вертикальных линий гостиницы. 18-этажное здание имеет клиновидный компактный план. В настоящее время гостиница не работает. Ведутся работы по перестройке здания в офисный центр.

Административное здание
Архитектор О. Вирченко, 1979
        Восьмиэтажное здание доминирует в застройке. Его дугообразно выгнутый фасад протяженностью свыше ста метров создает глубину площади. Свободный полет плавно изогнутых линий карнизов, оконных проемов, протяженность ступеней входной площадки, переливы светотени на плоскостях фасада, меняющиеся в течение дня, делают здание величественным и торжественным. Официальность строения подчеркивает четкая ритмичность фасада. К основному объему примыкает двухэтажное здание конференц-зала, замыкающее перспективу улицы Соборной при подходе к площади с юга. В отделке использованы стекло, металл, гранит.

Покровская (бывшая Красная) площадь

        Покровская площадь – самая старая в нашем городе и самая интересная с точки зрения исторических событий, происходивших на ней и менявших ее облик. По сути, это место, побывав где, можно смело утверждать: «Я был в Сумах».
        В годы оккупации памятник Ленину, который стоял тогда на месте нынешнего памятника Харитоненко, спрятали, а сама Покровская площадь стала местом, где зачитывались все немецкие указы. Там же вершили расправы. На виселицах, установленных на Покровской площади, казнили местных подпольщиков, коммунистов, воров, партизан или людей, переметнувшихся на сторону фашистов, но в чем-то провинившихся перед ними. На трупы вешалась табличка с указанием вины казненных. Кстати, в годы Гражданской войны там же казнили революционеров, и на месте одного из сегодняшних фонтанов долгое время была их братская могила. Затем ее перенесли на Центральное кладбище.
        После войны сумчане захотели так преобразить Покровскую площадь, чтобы ничто не напоминало об ужасах войны. На ней построили фонтаны, разбили цветники, аккуратные дорожки посыпали ракушечником. До сих пор некоторые сумчане вспоминают, как находили по краям тех дорожек целые ракушки.
        Сегодня Покровская площадь не является центральной. Была идея сделать ее мемориальной, собрав на ней все памятники города, которые рассказывали бы о его истории. Говорят, что одних только памятников Ленину на Покровской площади было аж пять. Одно время, в 1980-е, планировали сделать ее пешеходной, а от улицы Харьковской до «Макдональдса» проложить подземный тоннель для транспорта...

        Скульптурная композиция «Партизанский рейд»
        Посвящена знаменитому Карпатскому рейду Сумского партизанского соединения под командованием дважды Героя Советского Союза С.А.Ковпака и Героя Советского Союза С.В.Руднева. Автор памятника - народный художник СССР, уроженец села Шпиловка Сумского района Михаил Григорьевич Лысенко, который в 1920-1923 годах жил и учился в Сумах.
        В 1948 году, когда в Киеве проходила выставка, посвященная партизанскому движению в Украине, ее посетил бывший командир партизанского соединения Сидор Ковпак, уроженец Полтавщины, почти наш земляк. На эту же выставку привез свою работу и Михаил Лысенко. Еще мальчиком он повредил спину, и у него вырос горб. На выставке М.Лысенко представил глиняный эскиз скульптуры под названием «Партизанский рейд». Увидев эту работу, Ковпак целый день ходил вокруг нее, рассматривал и в итоге захотел познакомиться с ее творцом.
        Надо сказать, что скульптура Михаила Лысенко очень динамичная, изображает партизан, тянущих пушку вверх по скользкой горе во время дождя со снегом. Пушка вязнет в украинском черноземе, люди и лошади напряжены так, что видна каждая жилка. Вдруг раздался взрыв, от которого конь вздыбился, а один из партизан повис на нем, чтобы удержать. Именно этот момент и запечатлен художником. Вспоминают, что Сидор Ковпак так отозвался об этой скульптуре: «Меня часто спрашивают о том, как жили партизаны. Так вот, не надо ничего рассказывать. Посмотрите на эту скульптуру, и вам станет ясно». Увидев же щуплого, худощавого Михаила Лысенко, Ковпак опешил: «Я думал, что ты богатырь, раз сумел осилить такую работу».
        Тогда и возникла идея установить скульптуру на родине автора и второй родине Ковпака. Михаил Лысенко начал работать. Первоначально он создавал скульптуру для закрытых помещений. Внезапная смерть помешала автору завершить работу. Сумчане решили не прятать его скульптуру в закрытое помещение и поставили на Покровской площади, как того хотел Михаил Лысенко.

        Памятник И.Г. Харитоненко.
        Бронзовая фигура сахарозаводчика-мецената, о котором в словаре Брокгауза и Эфрона сказано: «Капиталист-благодетель», отлита в 1899 г. в Париже по проекту известного скульптора академика О.М. Опекушина. Стояла она там же, где и сейчас – в сквере напротив Покровской церкви (ее уже давно нет), в самом центре города, на постаменте из красного гранита. Сумчане не могли не отблагодарить хоть таким образом действительного статского советника, кавалера орденов Св. Владимира III степени и Св. Станислава I степени, который очень много сделал для г. Сумы.
        Постамент окружали чугунные фигурные фонари, соединенные массивными цепями. Цоколи фонарей и опорные ограды украшали гербы города – три сумки на фоне геральдического щита.
        Советская власть ознаменовала свой приход на Сумщину уничтожением бронзового Харитоненко. Его место занял ЛЕНИН. Иван Герасимович вернулся на родной постамент в 1997 г.: его скульптура была восстановлена на пожертвования современных нам сумчан.     

Альтанка

Автор неизвестен, вторая половина XIX в.
Восьмигранная открытая деревянная терраса приподнята на высокий кирпичный цоколь и перекрыта крестообразной сводчатой крышей с центральным высоким граненым куполом – такова конструктивная схема беседки. Неповторимый выразительный силуэт создают изящные профилированные колонки, кружево карнизов, резные накрышные шпили и множество других декоративных элементов, восхищающих изобретательностью. Архитектор нашел удачный масштаб и пропорции сооружения. Диаметр его – почти шесть метров, высота – десять метров. Беседка возведена без единого гвоздя. Несмотря на скромные размеры, беседка является одной из главных достопримечательностей города.


Театральная площадь
Образована на месте бывшего жилого квартала. С севера ограничена Покровской площадью, с запада – улицей Кирова, с юга – Первомайской улицей, с востока – короткой (около 200 метров) улицей Гагарина (бывш. Кустовская), проходящей по бровке вдоль городского парка.
Квартал был занят по периметру преимущественно одноэтажными ветхими жилыми домами. Из старой застройки осталось два интересных сооружения – здание бывшего банка (Красная площадь, 1) и дом на противоположном углу по улице Кирова, 2, занимаемый краеведческим музеем.
Идея создания пространственной композиции Театральной площади принадлежит архитекторам Киевского научно-исследовательского и проектного института градостроительства В.М. Орехову, А.В. Барабаш, Н.П. Войцеховскому. Они в 60-х годах разработали проект детальной планировки центральной части города. Новая площадь связала исторический центр с парком культуры и отдыха над Пслом. Архитектура ее впечатляет крупным масштабом. Южную часть площади, прилегающую к Первомайской улице, занимает массивное здание театра, перед которым со стороны Красной площади образован парк с газонами, цветниками, декоративными группами деревьев. Здесь доминирует обширная система фонтанов с уютными уголками отдыха. С западной стороны площади выстроены три 14-этажные жилые дома башенного типа, обращенные фасадами на парк и Псел. Они как бы обрамляют площадь и создают вместе с театром законченный градостроительный ансамбль.
Пешеходная часть площади покрыта крупными бетонными плитами, движение транспорта по ней перекрыто. С восточной стороны площадь раскрыта на городской парк культуры и отдыха. 
Любителей искусства у входа в одноименный театр встречает жизнерадостный бронзовый Михаил ЩЕПКИН – талантливый актер и режиссер, который бывал на Сумщине.

Музыкально-драматический театр имени М.С. Щепкина
Архитектор С. Слепец, М. Лушпа, А. Чернодид, 1978
Архитектура театра современна – строга и лаконична, основана на сочетании монолитных прямоугольных объемов с остекленными плоскостями. Здание визуально четко разграничено на зрительскую и сценическую части. Сценическая часть замкнута, официальна, зрительская имеет остекленный, насквозь просматривающийся вестибюль и по периметру фойе второго этажа – балкон. Эта часть театра приподнята на ступенчатый стилобат с широкой входной лестницей, облицованной черным шлифованным гранитом. Лишенные декора фасады покрыты светлым песчаником. На главном фасаде, нарушая аскетизм чистого поля гладкой стены, четко выделяются четыре группы декоративных стилизованных под старину фонарей на мощных металлических кронштейнах.
Просто и четко решены интерьеры театра. Отделка их празднична, но без излишней роскоши и вычурности. Черный гранит пола в вестибюле хорошо оттеняет белый мрамор стен и прямых массивных лестниц, ведущих на второй этаж. Фойе второго этажа высокое, двухсветное, с выходами на балкон. Особую праздничность создают фигурный паркетный пол, белые мраморные стены, свисающие с потолка люстры, выполненные в виде белых стилизованных цветов.
Глухая стена фойе украшена панно из белого фарфора, выполненным художниками Сумского фарфорового завода. Стены зала отделаны светлыми деревянными панелями, с которыми гармонируют белый складчатый потолок с точечными светильниками и алая обивка кресел.


ObyavaBilsheSumy705x80