Главная страница » О городе » История города
obyava
История города Сумы

Люди издавна начали селиться по обоим берегам Псла. Уже во II—VI столетиях новой эры здесь жили славянские племена, остатки их поселений и могильников обнаружены в юго-западной части города, на улице Павлова. В VIII—X веках в районе бывшего села Тополя (ныне ул. Тополянская города Сумы) существовало поселение северян, а на Луке до настоящего времени сохранились остатки большого городища времен Киевской Руси, которое некоторые историки отождествляют с древнерусским городом Липецком.

В отношении года основания города Сумы у историков и краеведов единого мнения нет. Называются годы 1652 и 1655. Наиболее вероятным теперь считается второй вариант.

Предполагают, что город заселялся несколькими волнами переселенцев из-за реки Днепр, но основателем Сум считается полковник Герасим Кондратьев, который пришел сюда, на территорию Российского государства, в 1655 году с группой казаков-переселенцев из местечка Ставищи Белоцерковского полка. 26 апреля 1655 года они отправили челобитную царю Алексею Михайловичу с просьбой основать город на его нынешнем месте : «Бьют челом … бедные и разорённые от ляхов и татар г. Ставища черкасы атаман Герасимка Кондратьев и рядовые казаки, всех 100 человек… пришли мы из-за Днепра… с женишками и детишками и пришед стали на Псле реке подле речки Сум…». (Так пишет протоиерей Александр Двинятин в книге «Я кличу живых, я плачу за мёртвыми»).

Москва разрешила казакам здесь обосноваться, и онна протяжении 1656—1658 годов под руководством российского воеводы К. Ю. Арсеньева строилась крепость.

«Сумин город» построили в дубовом лесу, из дубовых колод соорудили крепостные стены, под крепостью выкопали подземный ход к воде, насыпали вокруг крепости вал и выкопали глубокий ров. Оборонные сооружения дополнялись природными: реки Псел, Сума и Сумка с трех сторон опоясывали город. С юга подступы к Сумам ограждал сделанный в 1658 году перекоп между Пслом и Сумкой. Сумская крепость была одной и- самых больших и наиболее укрепленных крепостей Слобожанщины.

Украинские крестьяне, находившиеся в это время под игом Речи Посполитой, начали переселяться в южные степи со II половины XVI века. Процесс миграции украинских переселенцев продолжался до середины XVIII в. Основание г. Сумы отразило ряд общих исторических процессов, повсеместно происходивших на Слобожанщине.
Одной из причин возникновения города явилась политическая ситуация второй половины XVII в. В 1651 г украинские казаки под предводительством Богдана Хмельницкого потерпели поражение под Берестечком, последствием которого явилось усиление эксплуатации и национального гнета украинского народа польскими магнатами. Роман Ракушка-Романовский — автор «Летописи Самовидца» сообщает об этом событии: «Тогда ж Хмельницкий, ожидая угодного к опущению времени, позволил утесненному от ляхов народу сходить из городов к Полтавщине и за границу в Великую Россию на житие и из того времени начали седати Сумы, Лебедин, Харьков, Ахтырка и многие слободские места аж до Дону казацким народом.»

В 1658 году Сумы стали центром Слободского козацкого полка, который защищал южные границы России от нападений крымских татар. В административном отношении город подчинялся белгородскому воеводе, органом местного самоуправления была ратуша. По переписи 1660 года в городе проживало 2740 человек. В 1659, 1663, 1668 годах город подвергался татарским набегам. Несмотря на осаду, татарам ни разу не удалось захватить город. Отличились сумские казаки в боях с турками при Чигирине в 1677—1678 годах.

Сумская крепость играла роль сборного пункта российских войск в период крымских походов в 1687 году и в 1689 году. Заслуги Сумского полка отмечены многочисленными жалованными грамотами. Во время Северной войны годов город играл важную стратегическую роль. 26 декабря 1708 года сюда из Лебедина перевел свою ставку Петр I, а царевич Алексей 19 января 1709 года привел в Сумы из Москвы три резервных полка. В Сумах Петр I провел всю зиму, руководил укреплением крепости (на случай неудачи в сражении со шведской армией Карла XII), издал Манифест к украинскому народу с осуждением действий гетмана Мазепы. Постоянно росла численность городского населения: в 1732 году в Сумах проживало 7700 человек, в 1773 — 9380 человек, а в 1850 — 10256 человек.

Происходили изменения и в административном статусе города. До 1732 года он был центром полка, в 1732—1734 годах подчинялся канцелярии комиссии основания Слободских полков, который находился в Сумах. С 1743 году и до ликвидации полкового устройства Слобожанщины Сумы — центр полка, потом — центр провинции, уездный центр, с 20-х годов XX века — центр округа и района, с 1939 года — центр области. Население города на январь 2000 года — 302200 человек.

Происхождение названия города

Свое название город получил от речек Сума и Сумка, которые омывали его с двух сторон. До наших дней дошла легенда, что на месте, где стоят Сумы, были найдены охотничьи сумки.
Это нашло отражение в гербе города, утвержденном в 1781 году: три черные сумки с перевязями и золотыми пуговицами на щите прямоугольной формы.

1. В середине XVII века на северо-востоке современной Украины в местности необыкновенно живописной, со следами многочисленных древних славянских поселений, но тогда совершенно безлюдной, возник город-крепость. Руководил ее сооружением воевода К.Арсеньев, который писал царю Алексею Михайловичу: «…а город, Государь, Сумин стал на реке Псле и на устье реки Сумы и миж малые речки Сумки, а малая, Государь, речка Сумка впала в речку Суму, а Сума-река в реку Псел.» Строили крепость вместе с русскими служилыми людьми украинские переселенцы из-за Днепра, ставшие жителями городских посадов и окрестных слобод. Именно среди них и родилась легенда об охотничьих сумках, давших имя городу. Три сумы, полных золота, были найдены в дубовом лесу, словно Знак Благословения для основания города. Так или иначе, но на знамени Сумского слободского казацкого полка, ведущего свое начало с 1651 г была эмблема в виде трех сум, ставшая с 1781 г официальным гербом города.

2. Герольдмейстер М.Щербатов, который собственно в 1775 г и разработал герб города как знак для знамени Сумского гусарского полка, руководствовался легендой об обнаруженных в районе будущей Сумской крепости казаками Г.Кондратьева трех сумок с золотом, утерянных то ли курьерами Хмельницкого, то ли царскими посланцами. Но вероятнее всего, что своим названием город обязан гидронимам Суме (теперь Сумка) и Сумке (теперь Стрелка), которые задолго до основания города имели такое название.

3. Существует мнение, что герб Сум был утверждён императрицей Екатериной II одновременно с флагом города, что из тысячи городов такой чести были удостоены только сто из них. Изображение флага следует искать в архивах Петербурга. Гимна у города вначале не было, зато был полковой марш Сумского гусарского полка. Говорят, что на его мелодию были положены в советское время слова, благодаря чему появилась очень популярная песенка: "По улицам ходила большая крокодила! Она, она зелёною была… И ещё существует легенда, что название города всё-таки произошло от слова «сумувати». Только казаки во времена Екатерины II тосковали не о прежних местах проживания, а о красотках, которых им так не хватало. Они написали письмо царице с просьбой помочь им не умереть от тоски. И тогда Екатерина II направила к ним самых красивых придворных дам. У них появились дети необыкновенной красоты, особенно девочки. С тех пор сумчанки считаются самыми красивыми славянскими женщинами. 4. Генплан города отображает захоронения Бронзового века (II-I в. до н.э.), Черняховской культуры (II-V в. н.э.), городища Липецкое, Берлицкое (с. Зеленый Гай, крупнейшее), и... Сумине городище (ул. Казацкий Вал), как раз в пределах "детинца", т.е. первого городского укрепления. При этом историк градостроительтсва Веселевский упоминает о "150 дворах пасечников на Липецком городище", уже тут живших до приезда переселенцев.

История города в лицах

Память о том, что здесь был древний укрепрайон, сохранилась в названиях улиц (Перекопская, Казацкий вал). За мощными дубовыми стенами строились дома для жителей и было заложено сразу несколько каменных храмов. Самым старым считается Воскресенская церковь (сейчас — Свято-Воскресенский кафедральный собор).

Храм мог выполнять функции оборонительного сооружения — обратите внимание на узкие окна-бойницы. К Пслу от храма вёл подземный ход, который теперь засыпан. Строительство Свято-Воскресенской церкви заканчивал сын Герасима Кондратьева, Андрей Герасимович (сам Герасим Кондратьев скончался в 1701). Относительно судьбы Андрея Кондратьева существуют две версии. Согласно истории УССР, он погиб в бою с татарами. В независимой Украине появилась другая версия, которая ранее была неудобна для «канонизации»: Андрей Кондратьев погиб при подавлении восстания Булавина в 1706 г. Закончили свой путь основатели и были похоронены на территории Свято-Воскресенской церкви в склепе.

Остался город, в котором по переписи 1732 жили уже 3818 душ мужеского пола (остальные души не переписывали).

Но история Кондратьевых на этом не заканчивается. В 1759 году их потомок, отставной полковник Степан Кондратьев, пишет жалобу: «С самого начала построения означенной церкви учинен предками его склеп, где оные предки похоронены, и склеп сей до последнего времени был нерушим, а ныне той церкви священник Михаил Ставровский… на том самом месте не токмо каменную стену повредил, но и кости предков его, полковника, выбросивши, похоронил купца».

Итак, остался город. Он много раз горел, помнит Северную войну Российской империи со Швецией, военный парад победоносных войск Петра I, расправу над сторонниками Мазепы, упразднение (уничтожение) казачества, ещё пожары, ещё войны…

С начала XIX века в Сумах появляются люди, значительно повлиявшие на судьбу города и изменившие его облик. Это семья Харитоненко. Её основатель, Герасим Емельянович, был обывателем слободы Нижняя Сыроватка, он собственным трудом вышел в купцы третьей гильдии и вёл дела довольно успешно. (Для того, чтобы состоять в третьей гильдии, нужен был минимальный капитал — 1 тыс. рублей). Он постарался дать образование своим детям, и самым преуспевающим из них стал Иван Герасимович. Иван Герасимович, как говорят теперь, «работал по сахару». Сначала — только торговля, а потом и многочисленные сахарные заводы на Сумщине. Среди них — и один из самых мощных в России — Павловский (тот, что теперь называется КРЗ). К концу XIX века — самый крупный завод в империи.

Благодаря Ивану Харитоненко Сумы стали железнодорожной станцией. Земли здесь были дороги, и поэтому железную дорогу выгоднее было прокладывать в стороне от города.

Но промышленник Харитоненко внёс разницу в стоимости. Понимал, деловой человек, что всё окупится.
Умер Иван Герасимович в 1891 году, успев многое в городе преобразовать, организовать и построить. Его полноправным наследником стал сын, Павел Иванович. В завещании отец обязал его, в частности, продолжить или завершить задуманные дела: построить в Сумах детскую больницу на 20 кроватей и обеспечить её капиталом; открыть кадетский корпус, в здании бывшей дачи Ивана Герасимовича. Всё выполнено — и Павел Иванович сделал для города гораздо больше предписанного. Кадетский корпус теперь — институт ракетных войск и артиллерии. Детская больница Св. Зинаиды на ул. Троицкой (Дзержинского) — до сих пор больница, хотя здание выполняло и другие функции. В 1896 году Павел Харитоненко — главный акционер «Анонимного общества „Сумские машиностроительные мастерские“».
Эти мастерские впоследствии стали основой, для АО «СНПО им. Фрунзе».

И отец и сын в своём бизнесе не забывали, что производство, торговля, строительство и деньги существуют для людей, а не наоборот. Они занимались меценатством, благотворительностью, за это их и помнят. В Гражданскую войну все оставшиеся в живых члены семьи эмигрировали. В 70-х годах отдалённые потомки Ивана и Павла Харитоненко посетили Сумщину. В Низах работники одного из бывших заводов Харитоненко подарили гостям мешочек сахара местного производства.
Гости, расчувствовавшись, назвали это самым дорогим сувениром.



ObyavaBilsheSumy705x80